Антикризисный план Правительства надо дорабатывать

Накануне в Государственную думу поступил План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденный распоряжением Правительства России.

Антикризисный план Правительства надо дорабатывать
Этот документ, по идее, должен стать ключевым, определять стратегию и тактику противодействия тем проблемам в экономике, с которыми столкнулась наша страна в последнее время.

Однако опубликованный документ, хотя и декларирует совершенно правильные цели и задачи, в практическом плане кажется достаточно «сырым», не до конца проработанным, хотя ситуация требует четких, выверенных, детально просчитанных шагов.

И на это у правительства было достаточно времени.

Общая сумма, в которую обойдутся стране мероприятия, обозначенные Правительством, просто гигантская – 2,3 триллиона рублей. Но дело, на мой взгляд, не только в величине суммы, выделяемой на борьбу с кризисом, но скорее в том, куда и каким образом будут направлены эти деньги, насколько будут прозрачны, понятны, детально прописаны механизмы их распределения, дойдут ли эти деньги до реального сектора экономики. А вот с этим, как видится, есть определенные проблемы.

Давайте посмотрим, на что именно пойдут 2,3 триллиона. Один триллион предусмотрен на докапитализацию системно значимых банков. Еще 300 миллиардов, но уже из Фонда национального благосостояния уйдет на докапитализацию Внешэкономбанка. Еще 250 миллиардов ФНБ также уйдут банкам на реализацию инфраструктурных проектов.

Наверное, это действительно важно. Но не менее важно и то, куда банки применят эти средства, на какие цели и по каким правилам? И каков будет механизм общественного контроля за их распределением? Куда деньги пойдут дальше – в экономику, на кредитование реального сектора или будут вложены в очередные валютные спекуляции? На каких условиях и кому они будут выделены? Удивительно, но в документах правительства нет четких, прописанных регламентов этих процедур. А ведь время на то, чтобы продумать эти детали, было, и вполне достаточно.

В то же время регионам выделят лишь 160 миллиардов рублей, и то в виде бюджетных кредитов.
На меры же по поддержке реального сектора экономики выделяется средств гораздо меньше, а по некоторым статьям суммы до сих пор не определены.

Так, на увеличение в 2015 - 2017 годах объема государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, выделяется лишь 30 миллиардов. И то – только тем, кто будет отобран в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только в целях проектного финансирования, предоставляемых в случае принятия Банком России решения об увеличении соответствующих лимитов. И не понятно, каким будет этот порядок.

На те же цели, но под осуществление инвестиционных проектов либо рефинансирование задолженности (только юрлицам, отобранным в порядке, установленном Правительством, либо отдельным заемщикам, определенным Правительством Российской Федерации) – еще 200 миллиардов.

На поддержку в виде субсидий предприятий промышленности, осуществляющим программу по импортозамещению, – 20 миллиардов.

На поддержку сельского хозяйства – 50 миллиардов. При этом в плане мероприятий числится изменение механизмов предоставления субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам, что для сельхозпроизводителей крайне важно – после изменения учетной ставки Центробанком кредиты выросли в цене, но в графе финансирование в плане правительства стоит прочерк.

Бизнес невозможен без доступа к длинным и главное - достаточно дешевым кредитным ресурсам. Регионы, и Челябинская область одной из первых, начали принимать законы о «налоговых каникулах» для вновь регистрирующихся индивидуальных предпринимателей. Но вряд ли это даст эффект – на создание бизнеса нужны деньги, а проценты по кредитам в банках выросли из-за роста учетной ставки ЦБ.

Мне видится, что правительственный план в его нынешнем виде – документ достаточно сырой. Да, есть определенный набор красивых лозунгов и правильно поставленных целей. Есть желание, и, судя по всему, возможности обеспечить эти мероприятия и ключевые банки деньгами. Однако хотелось бы увидеть более детальную проработку антикризисных мер, бОльшую ее направленность на реальный сектор экономики, и более детальную проработку правил и регламентов выделения денег. Важно, чтобы эти решения были прозрачны и понятны для бизнеса и всех граждан нашей страны.

Иначе предпринимаемые усилия могут не помочь в и без того непростой ситуации.


Больше оперативных новостей Челябинской области в нашем канале Telegram. Присылайте ваши новости и проблемные ситуации администратору канала, мы поможем в их оперативном решении.
Обсудить новости вы можете в наших социальных сетях ВКонтакте, ОК и Facebook.