Андрей Коршунов: Интересы простых автомобилистов не представлены в Госдуме

Руководитель Коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» Андрей Коршунов рассуждает о последствиях изменений в закон ОСАГО.

Андрей Коршунов: Интересы простых автомобилистов не представлены в Госдуме

Если не вдаваться в подробности, то смысл последних изменений в том, что теперь страховая виновника в ДПТ не будет выплачивать потерпевшей стороне деньги, а будет направлять его автомобиль в выбранный страховой компанией автосервис.

Если законы принимают, значит это кому-нибудь нужно. При этом, ответ на известный вопрос: «Кому выгодно?» в данном случае особого труда не представляет.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он вызван большим числом судебных тяжб по страховым выплатам. По мнению авторов законопроекта, огромное число таких дел возникает из-за высокой активности посредников, которые, минуя страховые организации, обращаются в суды, а вовсе не из-за некачественного урегулирования страховыми компаниями страховых случаев.

Понятно, что автовладельцев проблемы высокой активности посредников, защищающих их права вряд ли беспокоят. Скорее наоборот.

При этом, вспоминая цитату из фундаментального труда одного из выдающихся правоведов современности Ричарда Познера «Экономический анализ права»: «Характерным продуктом демократического и, наверное, любого законодательного процесса является беспринципное перераспределение благосостояния в пользу политически влиятельных групп интересов», можно сказать, что группа, озабоченная описанным выше положением дел в сфере страхования оказалась более влиятельной, чем группа представляющая интересы автовладельцев. Если, конечно, последняя вообще есть в российском парламенте.

И беда даже не в том, что отдельная группа граждан прикрывает попытки извлечения прибыли заботой о всеобщем общественном благе. К этому все уже как-то привыкли. Настораживает то, что у гораздо более многочисленной группы автолюбителей уже много лет не находится в отечественном парламенте выразителей их интересов. Хотя, наверное и к этому уже пора привыкнуть.

Для автомобилистов все эти достижения обернутся большими хлопотами. Деньги более ликвидны, чем разного рода натуральные обязательства. Когда современная цивилизация изобрела деньги и ушла от натурального обмена это был большой шаг вперед. И если по размеру страхового возмещения спорить относительно не сложно, то разбирательство о качестве восстановительного ремонта требует гораздо большего времени. И стоить это будет, скорее всего, дороже.

Единственная надежда страхового лобби в данном случае только на то, что по сложившейся традиции, суды возмещают расходы на судебное представительство в достаточно скромных размерах. Впрочем, и ситуация с размерами возмещения, пусть медленно но все же меняется в сторону увеличения возмещаемых сумм.

Как изменится рынок, предсказать трудно. Остается надеяться, что экономика первична по отношению к праву и, каким-либо образом, в долгосрочной перспективе изменить положение дел страховому лобби вряд ли удастся. Не секрет, что задолго до принятия поправок, началась кампания в СМИ по освещению деятельности неких черных юристов, которые виноваты во всех грехах страхового бизнеса. Однако, как представляется, проблемы страховщиков вовсе не в юристах, а в росте правовой культуры граждан и увеличении случаев отстаивания ими своих прав. Общество просыпается, и граждане начинают активно бороться за свои права. И судебная система их в этом поддерживает. Кстати интересный факт: идеологи борьбы с черными юристами, как-то не упоминают в своих тезисах, что решение о взыскании со страховой компании принимает именно суд. Или в их понимании судьи тоже относятся к черным юристам? Как бы то ни было, но на каком-то этапе стало понятно, что теперь выплачивать столько, сколько хочется и иметь такие прибыли какие были раньше стало непросто.

Возвращаясь к предсказаниям о рынке ОСАГО. Поскольку процедура возмещения стала более путанной, количество граждан и не обращающихся в суд за возмещением по ОСАГО несколько увеличится.

Тут, конечно, поправки сработают в интересах страхового лобби. Какой-то выигрыш, в финансовом плане, будет и от возможностей сотрудничества с автосервисами в сфере стоимости запчастей и нормочаса ремонтных работ. Добавится работы у избранных автосервисов. Часть ремонтов из гаражей перейдут туда. Однако, в долгосрочной перспективе выгоды менее очевидны. Юристы, хоть и черные, первую битву, за установление справедливого размера возмещения, наверное, все-таки, выиграли. Иначе не было бы ни публикаций в СМИ о их черноте, ни поправок в закон об ОСАГО. И теперь, юристы, вряд ли смирятся с положением отодвинутых от дел. Тем более, что страховщики, видимо сами того не ведая, перенесли точку борьбы за перераспределение благосостояния автовладельцев на более скользкое поле качества ремонтных работ. Остается пожелать им удачи…