Елена Мурзина: «Челябинск – это порядка 40% бизнеса области»

В новом 2017 году Агентство стратегических инициатив определило 12 целевых моделей для улучшения инвестиционного климата. Итоги реализации этих моделей повлияют на место Челябинской области в Национальном рейтинге. О новых методах, а также о том, почему так важно, чтобы именно Челябинск эффективно провел работу в указанных направлениях, в интервью «ЧелябинскСегодня» рассказала заместитель главы города по экономике и финансам Елена Мурзина.

Елена Мурзина: «Челябинск – это порядка 40% бизнеса области»
– Елена Владимировна, насколько я знаю, Челябинск сотрудничает с Агентством стратегических инициатив не первый год. Какие методики по улучшению инвестклимата были внедрены за это время?

– В 2015 году Челябинск вошел в число 26 муниципалитетов РФ, которые как пилотные по соглашению с Агентством стратегических инициатив внедряли лучшие муниципальные практики, направленные на улучшение инвестклимата. У нас было 10 таких практик, мы докладывали о результатах их внедрения членам экспертной группы, которая была утверждена АСИ. И Агентство по итогам 2015-ого года подтвердило, что Челябинск полностью реализовал ту «дорожную карту», которая была согласована регионом и АСИ.

В 2015 году в рамках указанного сотрудничества был создан Совет по улучшению инвестиционного климата в Челябинске, чего раньше в городе не было. Все проекты, которые нуждаются в муниципальной или государственной поддержке, проходят рассмотрение этим инвестсоветом. Также одной из практик было создание канала прямой связи с инвестором, т.е. чтобы через сайт инвестор мог обратиться к главе и получить обратную связь. Такой ресурс мы тоже создали. Кроме того, в 2015 году сократили сроки выдачи разрешительных документов на строительство, реконструкцию и ввод линейных объектов с 10 до 5 рабочих дней. Этот пункт не был обязательным для всех муниципалитетов, но мы как пилотники реализовали его по своей инициативе. Еще в рамках мажведомственного взаимодействия самостоятельно регистрировали договоры в регистрационной палате, что снижало и временные, и финансовые затраты бизнеса, так как для предпринимателей и юридических лиц эта услуга платная.

В 2016 году на уровне субъекта, Челябинской области, было рекомендовано внедрение «Муниципального стандарта» - 10 лучших практик, все они для каждого муниципалитета были одинаковые, чтобы потом можно было сравнить результаты работы. Часть этих практик совпала с тем, что мы внедряли в 2015 году, часть была новой, например, создание в городе Агентства инвестиционного развития.

– А какие новшества определены Агентством стратегических инициатив на 2017 год?

– На текущий год АСИ определило 12 целевых моделей. Прежде всего, эти изменения касаются сокращения сроков получения важных документов. Во многом это продолжение уже начатой в последние два года работы. К тому же в 2016 году был внесен ряд поправок в законодательство в части сокращение сроков оказания услуг. В частности, сроки рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на строительство должны сократиться с 10 до 7 рабочих дней, по градостроительному плану – до 15 рабочих дней, получение разрешений на строительство – до 5 рабочих дней.

Другие целевые модели имеют различные направления. Например, есть те, которые касаются государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, техприсоединения к различным сетям, таким как водоотведение, газораспределение. Другие относятся к созданию и обеспечению качественной работы законодательства в части механизмов защиты инвесторов, поддержки инвестиционной деятельности, а также организации контроля и надзора. Отдельная целевая модель касается системы мер по стимулированию поддержки и развития малого бизнеса. Ранее я уже говорила про агентство инвестиционного развития, так вот, еще одна модель направлена как раз на повышение эффективности работы такой специализированной организации. Также необходимо будет посмотреть качество сайта инвестиционного портала, его работоспособность и эффективность.

– Есть ли какие-то качественные отличия методик, предложенных в 2017 году от тех, которые были предложены в прошлые годы?

– Если раньше муниципалитет как пилотник выбирал для себя или ему предлагала область, какие практики будет внедрять, то сейчас дается 12 целевых моделей, одинаковых для всех уровней власти. Именно результаты этой работы будут учитываться Национальный рейтинг. Поэтому сейчас область разрабатывает по этим 12-ти направлениям свои дорожные карты. Их в феврале должны рассмотреть на инвестиционном совете региона и утвердить. В январе этого года на аппаратном совещании губернатор Борис Дубровский дал задание главам всех муниципалитетов, чтобы они также разрабатывали свои дорожные карты. Челябинску будет проще, потому что практически в каждую областную рабочую группу входит представитель от города. Это понятно, ведь Челябинск – это порядка 40% бизнеса области.

Так что у нас уже есть областные образцы. В ближайшие два дня мы соберем всех руководителей наших ответственных отраслевых органов, чтобы очень оперативно разработать свои карты с привлечением бизнеса. Глава города Евгений Тефтелев на аппаратном совещании уже дал поручение структурам, которые больше всего оказывают услуг предпринимателям, чтобы они посмотрели, где можно сократить сроки в соответствии с рекомендациями областного центра и главное – жестко их соблюдать.

– К чему такая спешка? Вы же сами говорили, что Челябинск получил в этом плане временное преимущество?

– Каждая целевая модель содержит целевые показатели, а срок достижения многих целевых показателей – конец 2017. То есть времени на раскачку нет. Важно сделать это своевременно, чтобы потом не нагонять уходящий поезд.

– Какие меры по улучшению инвестклимата применяются на территории Челябинска сейчас?

– Частично я уже рассказала о проводимых мерах. Добавлю, что сейчас идет упор на открытость. Портал у нас уже есть, будем его развивать. Работаем над стратегией развития города, и одно из предложений – улучшение информационной открытости, чтобы бизнес и жители могли получать более оперативную и полную информацию. Также наше агентство и муниципалитет заключили соглашение с работающими на территории города ресурсоснабжающими организациями. Вот как раз это соответствует той целевой модели по техподключению, о которой я ранее говорила. То есть, у города есть определенные наработки и опыт в этой сфере.

– Елена Владимировна, как вы считаете, обосновано ли создание Челябинской агломерации, объединение с Копейском? Вот МУП «ПОВВ» и «Горводоканал» уже хотят совместить.

– МУП «ПОВВ» исторически оказывает услуги в Копейске, Коркино и Еманжелинске – это известно. Именно в рамках этих процессов прорабатываются различные варианты работы водоканалов. А создание агломерации, конечно, экономически обосновано. Например, возьмем выдачу земельных участков многодетным семьям. В Челябинске ресурс такой земли ограничен, поэтому земельные участки могут выдаваться в приграничных для города Сосновском или Красноармейском районах. И в рамках агломерации проще решать такие проблемы.

– Вы говорили, что 40% бизнеса области – в Челябинске. Насколько влияет инвестиционный климат в Челябинске на климат в регионе?

– В АСИ при составлении Национального рейтинга в числе других инструментов оценки проводится анкетирование бизнеса, для этого запрашиваются данные по разным направлениям. Например, просят предоставить список компаний, которые за последний год получали разрешение на строительство. Соответственно, количество таких разрешений в Челябинске и других муниципалитетах сильно различается. Так что подавляющее количество респондентов, конечно, будет из Челябинска. Поэтому от положения дел в Челябинске в значительной мере зависит оценка, которую получит Челябинская область, то, какое место займет в Национальном рейтинге. Поэтому тут особенно важно эффективное внедрение методик по улучшению инвестиционного климата.