Умный поиск: как вакансии на hh.ru находят своих кандидатов

В ноябре 2017 года hh.ru запустил умный поиск. Этот алгоритм сортирует вакансии на основе машинного обучения. Теперь пользователь видит самыми первыми те предложения о работе, на которые он с большей вероятностью откликнется. Рассказываем, как эта ситуация повлияла на работодателей.

Умный поиск: как вакансии на hh.ru находят своих кандидатов
За первые три месяца использования умного поиска количество откликов на сайте выросло на 5–10%. Умный поиск фактически проделывает полпути за соискателя: в среднем, по подсчетам hh.ru, время поиска вакансии сократилось на 20%. Это значит, что работодатели начали чаще и быстрее получать отклики от подходящих кандидатов.


Умный поиск действует как умный человек

Когда соискатель решает, на какую вакансию откликнуться, он оценивает разные параметры. Есть ли нужный опыт, устраивает ли зарплата, хорошие ли условия предлагают в компании? На решение влияют и человеческие факторы — количество свободного времени, настроение и тон вакансии.

Умный поиск действует схожим образом, за исключением человеческого фактора: он всегда сосредоточен и принимает обоснованные решения.

Сперва алгоритм выделяет особенности резюме. Он отмечает формальные признаки, вроде зарплаты и опыта, и другие, менее очевидные вещи – например, длину резюме и разнообразие его языка.

Похожие признаки уже посчитаны в вакансиях: всего в одном предложении о работе может быть пара сотен особенностей. Во время поиска признаки из резюме и признаки из каждой вакансии сопоставляются и проходят через ранжирующие модели. После чего вакансии получают свое место в поисковой выдаче.

Рис1.png
Схема работы умного поиска выглядит так

Именно ранжирующие модели предсказывают вероятность того, что человек с конкретным резюме откликнется на конкретную вакансию. Те вакансии, у которых эта вероятность выше, оказываются выше в поиске — с учетом их типа: «Премиум» или «Стандарт».

Чтобы построить такие модели, разработчики HeadHunter использовали опыт миллионов пользователей сайта, их поисков, откликов и приглашений. И еще несколько месяцев дорабатывали результаты — так, чтобы модели работали даже для самых сложных запросов.


Откликов стало больше

Мы оценивали результаты внедрения нового поиска разными способами. Главные метрики — количество откликов и успешность поисковых сессий для соискателей.

Когда пользователь видит много объявлений о работе, но ни одно ему не подходит, — это неудачный опыт. Так же с вакансией: если у нее много просмотров, но мало откликов, значит, ее не увидели подходящие кандидаты. С этой проблемой борется умный поиск, подбирая только те вакансии, которые могут быть интересны соискателю.

После включения нового поиска:

  • количество откликов в абсолютном значении выросло на 5–10% за два месяца;
  • количество успешных поисковых сессий — в которых соискатель не просто просматривал вакансии, но и откликался на них, — выросло на 25% (5 процентных пунктов) с июня по январь. Это тот период, в течение которого разрабатывали и внедряли новый алгоритм.

Положительный эффект усилился благодаря рекламной кампании и переходу новых пользователей с job.ru. Сейчас на hh.ru 33 миллиона резюме по всей России.


В новом поиске есть место для всех типов вакансий

Место объявлений в поиске определяется тем, насколько они подходят конкретному соискателю. Однако и рекламные вакансии отлично уживаются с новым алгоритмом.

При ранжировании одновременно учитывается тип вакансии, дата ее обновления и прогноз вероятности отклика. Например, вакансия типа «Премиум», которая может заинтересовать соискателя, окажется в самом верху выдачи.

Проверить, на каком месте находится вакансия, теперь невозможно: у каждого соискателя персонифицированная выдача. Но можно быть уверенным, что вакансия не окажется в конце длинного ряда «премиумов», которые не подходят соискателю и только раздражают его.

Рис2.png
Так выглядит персональная выдача для редактора hh.ru. Первая вакансия — это «Премиум».

Раньше неподходящие вакансии и реклама отталкивали пользователя. Сейчас они показывают качественный рост. Например, вакансии «Премиум» в Москве и Санкт-Петербурге получают на 44% больше приглашений, но на 29% меньше просмотров. Это значит, что теперь их видят более подходящие работодателю кандидаты и большее количество просмотров вакансии конвертируется в отклики — и в новых сотрудников.


Как новый поиск повлияет на рекрутмент в будущем?

Алгоритму уже находят новое применение на сайте. Следующий шаг — рекомендованные резюме: скоро все работодатели смогут использовать этот раздел, чтобы быстро находить подходящих кандидатов.